Предложения Комитета Госдумы по доработке налоговой реформы 2026 года

Комитет по бюджету и налогам Государственной думы рассмотрел Законопроект № 1026190-8 в первом чтении и предложил внести существенные изменения, направленные на более плавное увеличение налоговой нагрузки на бизнес и устранение технических противоречий. Рекомендации касаются УСН, ПСН, страховых взносов, НДС и других ключевых аспектов налоговой реформы.

Предложения по упрощенной системе налогообложения (УСН)

Поэтапный переход на уплату НДС

Одно из главных предложений Комитета касается переходного периода для плательщиков УСН при обязанности уплачивать НДС. Действующий текст Законопроекта предусматривает снижение лимита по доходам, дающего право на УСН, сразу с 60 млн рублей до 10 млн рублей. Это означает, что множество организаций будут обязаны перейти на уплату НДС в один момент, что создаст резкую налоговую нагрузку.

Комитет считает, что снижение этого показателя должно быть менее резким и скоротечным, чтобы бизнес смог адаптироваться. Предлагается реализовать переход поэтапно, установив промежуточные лимиты, например, на 2026 и 2027 годы.

Мораторий на штрафы для новых плательщиков НДС

Комитет предлагает не штрафовать организации, применявшие УСН и впервые ставшие плательщиками НДС в 2026 году, за первое допущенное нарушение по этому налогу. Такой подход аналогичен морatorию, который действует в 2025 году и уже показал свою эффективность, давая компаниям время на адаптацию.

Смягчение ограничений на изменение пониженной ставки НДС

Законопроект устанавливает запрет на изменение пониженной ставки НДС (5 или 7%) в течение 3 лет для упрощенцев согласно пункту 8 статьи 164 НК РФ. Комитет предлагает смягчить или отменить это ограничение, позволяя налогоплательщикам более гибко управлять ставками в зависимости от изменения конъюнктуры рынка.

Расширение перечня учитываемых расходов

Действующая статья 346.16 НК РФ содержит закрытый перечень расходов, учитываемых при УСН. Комитет предлагает расширить этот перечень, включив в него дополнительные виды расходов, которые в настоящее время не признаются, что облегчит налоговое бремя для упрощенцев.

Предложения по патентной системе налогообложения (ПСН)

Поэтапное снижение лимита по доходам

Аналогично УСН, Комитет предлагает реализовать снижение лимита применения ПСН поэтапно, а не единовременно с 60 млн до 10 млн рублей. Это позволит индивидуальным предпринимателям и микропредприятиям адаптироваться к новым условиям налогообложения.

Сохранение ПСН для розничной торговли в сельских и труднодоступных населенных пунктах

Законопроект предусматривает, что ПСН для розничной торговли будет применяться только в отношении объектов нестационарной торговой сети (палатки, киоски, разносы) без исключений. Комитет предлагает сохранить право применения ПСН в отношении розничной стационарной торговли в сельских и труднодоступных населенных пунктах, где стационарные объекты торговли являются основной формой реализации товаров.

Это предложение направлено на поддержку бизнеса в регионах с низкой плотностью населения, где нестационарная торговля неэффективна.

Предложения по страховым взносам и льготам

Сохранение пониженных тарифов для социально значимых отраслей

Действующий Законопроект предусматривает, что право на применение пониженного тарифа страховых взносов для субъектов микро- и малого предпринимательства (МСП) будет сохранено только для компаний, ведущих деятельность в приоритетных отраслях. Однако перечень этих отраслей должен определить Правительство России, и проект этого перечня еще не подготовлен.

Комитет предлагает закрепить пониженные тарифы непосредственно в Налоговом кодексе для социально значимых сфер деятельности, включая:

  • Жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ)
  • Образование
  • Здравоохранение
  • Другие социально значимые сферы

Это обеспечит стабильность и предсказуемость налогообложения независимо от решений различных ведомств.

Предложения по НДС и прочим налогам

Переходный период при отмене льготы по исключительным правам на ПО

Законопроект предусматривает отмену льготы по НДС в отношении исключительных прав на российские программы для электронно-вычислительных машин (ЭВМ) и базы данных. Комитет предлагает предусмотреть переходный период, чтобы ИТ-компании могли адаптироваться.

Отметим, что Правительство России уже пошло навстречу и, по сообщению Минцифры России, планирует сохранить льготу по НДС для ИТ-компаний, чтобы не тормозить резко развитие и внедрение российского программного обеспечения в экономику.

Пересмотр правила переноса сроков уплаты налогов

Комитет предложил пересмотреть правило о переносе сроков уплаты налогов, когда они приходятся на выходные и нерабочие праздничные дни. Законопроект предусматривает уплату накануне (перед наступлением указанных дней), а не после, что нарушает логику ЕНП (единого налогового платежа).

Проблема в следующем:

  • Аналогичное правило не распространяется на сборы и страховые взносы, хотя все они должны уплачиваться в едином порядке ЕНП
  • Сроки для сдачи отчетности по налогам остаются прежними, что может привести к путанице на Едином налоговом счете

Комитет предлагает обеспечить единообразие правил для всех видов платежей.

Отмена государственной пошлины за передачу сведений в систему «Честный знак»

Комитет рекомендует отменить введение государственной пошлины за передачу сведений в систему маркировки «Честный знак». Причины этого предложения:

  1. Взимание такой пошлины не предусмотрено Федеральным законом от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ, являющимся основным регулятором торговой деятельности в РФ
  2. В соответствии с пунктом 3 статьи 17 НК РФ, элементы налогообложения могут устанавливаться только в Налоговом кодексе
  3. Включение нормы о такой пошлине в законопроект требует дополнительного обоснования

Введение новой пошлины может создать дополнительную бюрократическую нагрузку на торговые компании, особенно на малый бизнес.

НаправлениеТекущее предложение ЗаконопроектаПредложение КомитетаЦель
УСН — лимит НДССнижение сразу с 60 до 10 млн руб.Поэтапное снижениеПлавная адаптация бизнеса
УСН — штрафыСтандартные штрафы с 2026 годаМораторий на первое нарушениеПомощь новым плательщикам НДС
УСН — ставки НДСЗапрет на изменение 3 годаСмягчение/отмена ограниченияГибкость налогообложения
ПСН — лимитСнижение сразу с 60 до 10 млн руб.Поэтапное снижениеПлавная адаптация ИП
ПСН — розницаТолько нестационарная торговляСохранение в сельских районахПоддержка регионов
Взносы — тарифыТолько приоритетные отраслиЗакрепить для социально значимыхСтабильность и предсказуемость
НДС — ПООтмена льготыПереходный периодРазвитие ИТ-сектора
Сроки платежейНакануне выходногоЕдиная системаСогласованность ЕНП
Госпошлина — маркировкаНовая пошлина за «Честный знак»ОтменаСнижение административной нагрузки

Сроки рассмотрения предложений

Комитет предложил внести указанные изменения ко второму чтению Законопроекта № 1026190-8 не позднее 10 ноября 2025 года. Это дает Правительству России время на подготовку аргументов и обсуждение поправок.

Принятые решения

На текущий момент Правительство России уже согласилось с одним предложением: Минцифры России объявила, что льготу по НДС для ИТ-компаний планируется сохранить, чтобы не создать препятствия для развития и внедрения российского программного обеспечения в экономику.

По остальным предложениям официальные решения еще не объявлены, однако они будут рассматриваться в ходе доработки законопроекта ко второму чтению.

Практическое значение предложений

Предложения Комитета направлены на решение важной проблемы: слишком резкое увеличение налоговой нагрузки может негативно повлиять на деловую активность и экономический рост. Поэтапный переход и льготные периоды позволят компаниям адаптироваться и переструктурировать свою деятельность без резких потрясений.

Одновременно Комитет стремится устранить технические противоречия в Законопроекте, которые могут привести к путанице при практическом применении новых правил.

Финальное решение по всем предложениям будет принято во втором чтении Государственной думой, которое планируется провести после 10 ноября 2025 года.

Оцените статью
( Пока оценок нет )
hyper/blog