План противодействия киберпреступности Правительства РФ
Распоряжение Правительства Российской Федерации (от 14 августа 2025 г. № 2207-р), которым утверждается комплексный план мероприятий по борьбе с киберпреступностью. Документ является практическим инструментом для реализации более общей государственной политики (Концепции) в этой сфере. Он предписывает конкретным государственным органам выполнить ряд задач в установленные сроки.
Суть документа
Суть документа заключается в создании всеобъемлющей и скоординированной государственной системы для предупреждения, выявления, пресечения и расследования преступлений, совершаемых с использованием информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). План носит упреждающий характер и направлен на адаптацию правоохранительной системы и законодательства к быстро меняющимся цифровым угрозам.
Основные тезисы и ключевые направления
План сгруппирован в шесть крупных разделов, каждый из которых содержит конкретные мероприятия.
1. Совершенствование законодательства:
- Регуляторика данных: Определение необходимого и достаточного объема персональных данных, которые могут обрабатывать компании.
- Идентификация и хранение данных: Проработка правил идентификации пользователей в интернете и сроков хранения этих данных (логины, IP-адреса и т.д.).
- Обязанность сообщать о преступлениях: Введение обязанности для провайдеров, хостинг-компаний и крипто-сервисов уведомлять правоохранительные органы о подозрительных действиях.
- Ужесточение наказаний: Увеличение сроков давности и усиление ответственности за киберпреступления и нарушения в сфере персональных данных.
2. Профилактика преступлений:
- Повышение цифровой грамотности: Меры по обучению граждан, особенно социально уязвимых групп, основам кибербезопасности и финансовой грамотности.
- Работа с молодежью: Предупреждение вовлечения несовершеннолетних в киберпреступную деятельность.
- Информационные кампании: Размещение социальной рекламы и создание «депозитария профилактических материалов».
3. Организационные и технические меры:
- Госчастное партнерство: Привлечение бизнеса к борьбе с киберпреступностью.
- Контроль за цифровыми активами: Ужесточение контроля за оборотом цифровых валют и лицами, работающими в этой сфере.
- Безопасность госуслуг: Внедрение механизмов проверки и открепления телефонных номеров от учетных записей на госуслугах и в банках.
- Борьба с фишингом: Упрощение процедуры прекращения регистрации доменных имен, используемых для мошенничества.
- Использование ИИ: Активное внедрение технологий искусственного интеллекта и машинного обучения для выявления запрещенного контента и новых киберугроз.
- Добровольная фильтрация: Проработка механизма, по которому граждане смогут добровольно ограничивать себе доступ к «потенциально опасной» информации.
4. Кадровое обеспечение:
- Поддержка специалистов: Разработка мер поддержки и стимулирования молодых специалистов в области кибербезопасности и IT-криминалистики (включая вопрос об отсрочке от призыва).
- Подготовка и переподготовка: Постоянное повышение квалификации сотрудников правоохранительных органов, оснащение их современным ПО и оборудованием.
5. Международное сотрудничество:
- Подписание Конвенции ООН: Подготовка к подписанию и ратификации Конвенции ООН по киберпреступности.
- Укрепление сотрудничества: Развитие взаимодействия со странами СНГ, БРИКС, ОДКБ и другими партнерами для выстраивания эффективного межгосударственного взаимодействия.
6. Научное обеспечение:
- Прогнозирование угроз: Проведение научных исследований для прогнозирования новых киберугроз, в том числе связанных с использованием ИИ.
- Разработка новых методов: Создание новых криминалистических средств и методов для сбора цифровых доказательств.
- Экспертные площадки: Организация конференций и создание экспертных групп для обмена опытом и выработки решений.
Сроки реализации мероприятий
Сроки реализации мероприятий, указанные в плане, охватывают период с 2025 по 2028 год и далее. Их можно разделить на три категории: конкретные кварталы, постоянная работа и этапы с финальным сроком.
Вот детализированная разбивка по срокам:
1. Краткосрочные и среднесрочные мероприятия (2025 – 2026 гг.)
- IV квартал 2025 г.
- Мероприятие 27: Подготовка к подписанию Конвенции ООН против киберпреступности.
- II квартал 2026 г.
- Мероприятие 11: Подготовка предложений по использованию госчастного партнерства.
- III квартал 2026 г.
- Мероприятие 13: Проработка вопроса о создании единого реестра «белых» сайтов.
- Мероприятие 14: Проработка вопроса об идентификации при регистрации доменов и борьбе с фишингом.
- Мероприятие 25: Разработка мер поддержки молодых специалистов в сфере кибербезопасности.
- IV квартал 2026 г.
- Мероприятие 1: Определение объема персональных данных, необходимых бизнесу.
- Мероприятие 15: Принятие мер по контролю за обращением цифровых валют.
- Мероприятие 16: Разработка механизмов проверки абонентских номеров для госуслуг.
- Мероприятие 12: Создание депозитария профилактических материалов (с последующим постоянным поддержанием).
2. Среднесрочные мероприятия (2027 г.)
- I квартал 2027 г.
- Мероприятие 17: Проработка вопроса интеграции модуля информирования о кибератаках в мобильные приложения.
- III квартал 2027 г.
- Мероприятие 2: Определение объема и сроков хранения данных пользователей.
- Мероприятие 3: Проработка обязанности сообщать о киберпреступлениях.
- Мероприятие 4: Увеличение сроков давности и ужесточение наказаний.
- Мероприятие 18: Проработка механизма добровольного ограничения доступа к опасной информации.
- IV квартал 2027 г.
- Мероприятие 5: Совершенствование уголовного и уголовно-процессуального законодательства.
- Мероприятие 19: Проработка вопроса о наделении правоохранителей правом экстренного ограничения услуг.
- Мероприятие 29: Организация работы по подготовке к ратификации Конвенции ООН.
3. Долгосрочное мероприятие (2028 г.)
- I квартал 2028 г.
- Мероприятие 20: Проработка вопроса о разработке алгоритма выявления ИИ в противоправной деятельности.
4. Постоянные мероприятия (Постоянно)
Ряд мероприятий не имеет конкретной конечной даты и подразумевает непрерывную работу. К ним относятся:
- Мероприятие 6: Вовлечение граждан в профилактические мероприятия.
- Мероприятие 7, 8: Повышение цифровой и финансовой грамотности населения.
- Мероприятие 9: Предупреждение вовлечения несовершеннолетних в киберпреступность.
- Мероприятие 10: Мониторинг соблюдения законодательства (ПОД/ФТ и др.).
- Мероприятие 21, 23: Проведение мероприятий и применение ИИ для ограничения доступа к запрещенной информации.
- Мероприятие 22, 24: Выявление и ограничение оборота спецоборудования, мониторинг новых видов угроз.
- Мероприятие 26: Повышение квалификации сотрудников и оснащение их современным оборудованием.
- Мероприятие 30, 31, 32: Развитие международного сотрудничества.
- Мероприятие 33-37: Проведение научных исследований, прогнозирование угроз, организация научно-практических мероприятий.
Вывод
Этот план представляет собой масштабную и детализированную дорожную карту по усилению контроля государства над цифровым пространством. Он сочетает в себе карательные меры (ужесточение законов) с превентивными (образование, профилактика) и технологическими (внедрение ИИ, мониторинг). Документ явно ориентирован на опережающее реагирование на новые вызовы, такие к
План рассчитан на поэтапную реализацию в течение нескольких лет:
- 2025-2026: В основном подготовительные работы, создание инфраструктуры и правовых предложений.
- 2027: Основная работа по внесению изменений в ключевые законы.
- 2028 и далее: Реализация наиболее сложных технических задач (как борьба с ИИ) и непрерывная профилактическая, международная и научная деятельность.