постер к статье про Нарушение требований к рекламе в сети Интернет

Нарушение требований к рекламе в сети Интернет

В последние годы реклама в сети Интернет стала одним из наиболее популярных и эффективных инструментов продвижения товаров, работ и услуг на рынке.

В настоящее время глава 2 Федерального закона от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон № 38-ФЗ) устанавливает специальные требования к рекламе на телевидении, радио, в периодических печатных изданиях, но не регламентирует рекламу в сети Интернет, включая социальные сети и мобильные приложения.

Нормы, регулирующие интернет-рекламу, вступят в силу с 1 сентября 2022 года и будут включены в статью 18.1 указанного закона.

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) также не содержит специальных норм, регулирующих административную ответственность за нарушения требований к интернет-рекламе. В связи с этим реклама в сети Интернет должна соответствовать общим требованиям к рекламе, установленным Законом № 38-ФЗ, а также специальным требованиям, предусмотренным для рекламы отдельных видов товаров и услуг.

Любые нарушения рекламного законодательства в сети Интернет влекут за собой административную ответственность в соответствии с частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ.

Примеры наиболее распространенных нарушений рекламного законодательства в сети Интернет

Одним из ключевых положений Закона № 38-ФЗ является запрет на распространение недостоверной и недобросовестной рекламы (статья 5 Закона № 38-ФЗ).

Недобросовестная реклама включает в себя рекламу, содержащую некорректные сравнения, порочащую честь, достоинство и деловую репутацию других лиц, предлагающую приобретение товаров, запрещенных к обороту, и т.д.

Недостоверная реклама характеризуется наличием в ее содержании сведений, не соответствующих действительности.

Одним из наиболее распространенных нарушений является использование ложной и недостоверной информации в рекламных материалах. Например, антимонопольный орган выявил на одном из сайтов объявления о предоставлении займов под залог автомобиля.

Проверка данных организаций, указанных в объявлении, в государственном реестре ломбардов и Едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ) показала, что их деятельность была прекращена.

Дополнительно было установлено, что номер сотового телефона, указанный в рекламе, принадлежал физическому лицу, осуществлявшему деятельность по выдаче займов под залог автомобиля под видом несуществующих юридических лиц.

Антимонопольный орган квалифицировал данную рекламу как недостоверную, поскольку предоставление потребительских займов лицами, не осуществляющими профессиональной деятельности в этой сфере, не допускается в соответствии с частью 13 статьи 28 Закона № 38-ФЗ.

Рекламодатель был привлечен к административной ответственности по части 1 статьи 14.3 КоАП РФ, и решение арбитражного суда было поддержано (см. постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 24 сентября 2021 года № А51-10757/2020).

Еще одним проявлением недостоверности рекламы является некорректное сравнение рекламируемого товара с аналогичными товарами других производителей или продавцов, что прямо запрещено пунктом 1 части 2 статьи 5 Закона № 38-ФЗ. Например, в одном из арбитражных дел была признана недостоверной реклама, содержащая утверждение: «Сервис № 1 по доставке питания» (см. решение Арбитражного суда города Москвы от 12 июля 2021 года по делу № А40-264288/2020).

В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 5 Закона № 38-ФЗ реклама, содержащая не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара по сравнению с товарами, произведенными другими изготовителями или реализуемыми другими продавцами, также признается недостоверной.

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации (ВАС РФ) указал, что использование в рекламе сравнительных характеристик объекта рекламирования с иными товарами, таких как «лучший», «первый», «номер один», должно сопровождаться указанием конкретного критерия сравнения, имеющего объективное подтверждение (пункт 29 постановления Пленума ВАС РФ от 8 октября 2012 года № 58).

Похожие записи